25.06.2019
4936
Последнее редактирование: 25.06.2019
Экономист, предсказавший в январе значительный подъем цены Bitcoin к середине года, делает прогноз о судьбе нашумевшего проекта криптовалюты Libra
18 июня на свет появилась White Paper цифрового проекта от Ассоциации Libra — некоммерческой организации. Формально речь идет о «криптовалюте от Facebook», однако все это не совсем так. Вряд ли можно назвать Libra (или как предполагалось ранее — Global Coin) криптовалютой. За проектом стоит далеко не только Facebook, но главное, что спустя неделю после опубликования White Paper стало очевидно, что Libra не выйдет в свет, а вот воспользоваться этим может Россия.
Двадцать восемь организаций с мировыми именами стоят за проектом «криптовалюты» Libra. На острове Некер, где 21-25 июня проходит Блокчейн-саммит-2019, Кристина Смедли, старший бренд-менеджер Facebook заявила, что желающих участвовать в проекте больше, чем нужно.
Facebook's head of branding, Christina Smedley, says of the Libra Association: "We're pretty oversubscribed already, so if you want to, buy now." pic.twitter.com/6RgKyBFXNt
— Michael del Castillo (@DelRayMan) June 23, 2019
Участие означает, что за 10 млн долларов вы приобретаете право контролировать один узел будущей сети, через которую он сможет заниматься подтверждением сделок и получать доступ к информации, которая будет проходить в результате этих транзакций. Первоначальная цель — 1 млрд долларов и 100 участников, видимо, уже достигнута. Однако что дальше?
Цель проекта Libra, как заявлял блокчейн-лидер Facebook, бывший исполнительный директор PayPal Дэвид Маркус (его бывший работодатель — также в проекте Libra наряду с конкурентами, Visa и MasterCard), главное — это то, чтобы те, кто не имеет доступа к банковским услугам, получили таковой. Акцент — на странах с развивающейся экономикой.
Однако важно заметить, что, во-первых, не всегда отсутствие доступа к банковским услугам связано с отсутствием кредитных организаций — сами организации могут отказать в доступе, имея те или иные основания для этого. Во-вторых, банки — это не единственные провайдеры финансовых решений в современном мире. Различного рода микрофинансовые организации, потребительские кооперативы и кредитные союзы, а также десятки других участников классического финансового рынка обеспечивают миллиардам людей доступ к финансовым услугам, которые могли бы предложить банки. Так что Libra не будет в этом уникальным игроком, тем более, как обратил внимание аналитик Энтони Сассано, цифровой кошелек Calibra, который станет обрабатывать сделки с Libra, будет все же взимать комиссии.
4/ There will be fees but Facebook says they will be "low cost and transparent — especially internationally".
RIPple?
— Anthony Sassano (@sassal0x) June 18, 2019
Быть может, «фишка» в том, что Libra будет работать на блокчейне? Оказывается, что нет: в White Paper сказано, что это будет «блокчейн», но при этом подчеркивается, что он не будет таковым, как это принято у децентрализованных криптовалют. На это же обратил
внимание и эксперт Афтаб Хуссейн, а также подчеркнул Уди Вертхаймер. Об отсутствии в принципе децентрализованной природы Libra заявил и независимый криптовалютный исследователь, известный под ником Hasu. То, что Libra — это просто очередной PayPal, увидел другой эксперт, даже несмотря на то, что Дэвид Маркус утверждает, что этот актив будет работать на блокчейне, который при этом будет централизованным (permissioned), а не децентрализованным (permisionless) — нонсенс, который затеян, чтобы упомянуть все же слово «блокчейн». Аналогично сомнительно, что
нативный токен проекта Libra, Libra Investment Token, будет работать на блокчейне.
Libra сразу стала вызывать подозрения: проведенный накануне публикации White Paper опрос показал, что 83% респондентов не хотели бы приобрести такой актив. То, что проект Libra не сможет вытеснить интерес к по-настоящему децентрализованным цифровым активам, заявили 77% респондентов в ходе опроса, который устроил британский аналитик Филип Нунн.
Большинство тех, кто принимает решения в США, где находится штаб-квартира социальной сети Facebook, также выступили против: перевес ощущается как в Конгрессе США, так и на уровне регуляторов. То, что Libra пытается стартовать из Швейцарии, не меняет сути:
швейцарские банки, например, давно и плотно сотрудничают с американскими государственными органами, поэтому ожидать, что женевская НКО сможет делать что-то, что будет рассматриваться властями США как нежелательное, бессмысленно.
А кто может ослушаться мнения властей США? Страны, которые оказались под санкциями США, где Libra невозможна, как отметил аналитик Эрик Вуурхиз, из-за американских рестрикций. Неудивительно, что именно по отношению к цифровому проекту от Facebook проявил интерес на Петербургском международном экономическом форуме глава «Роснефти» Игорь Сечин. При этом у самой Libra возможности появиться в России нет. Глава Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков дал понять, что шансов на обращение криптовалюты Libra в России практически нет.
Не возникает ли парадокс? Экономист Владислав Гинько, который известен тем, что в январе текущего года заявил об интересе к криптовалютным технологиям в экономической и политической элите России, а также предсказал значительный рост цены биткоина, что и реализовалась за последние месяцы, 20 июня в эфире BlockTV рассказал, что намерена делать Россия в связи с появлением проекта Libra. Он отметил, что Россия в настоящее время активно работает над тем, чтобы создать новый образ будущего для страны на ближайшие годы — это мировая цифровая супердержава. И этот образ должен стать не менее известным, чем то, что Россия — это мировая энергетическая супердержава. Это не значит, что Россия обязательно займется проектом стейблкоина, который будет работать в масштабах всей экономики, хотя такие планы действительно обсуждаются в ЦБ РФ. Как пояснил Владислав Гинько, представители экономической элиты страны обдумывают возможность реализации проекта, который будет таким же масштабным, как и то, что пытается сделать Facebook. При этом среди важных преимуществ такого проекта то, что Москва не намерена выполнять запрет на его реализацию, если Вашингтон потребует этого. Интерес в российском обществе действительно велик — это показывает, например, статистика заходов на криптовалютные интернет-ресурсы, которую привел аналитик Алекс Крюгер.
Более того, в ситуации санкций такой проект будет иметь двойное значение. Внутри страны он сможет начать реализовываться в рамках четырех регионов, которые войдут в состав технологической регулятивной площадки («песочницы»), запустить которую планирует Минэкономразвития. Это будет означать еще один шаг вперед на пути к цифровизации, в качестве мер которой начинается расширение возможностей многофункциональных центров в России (МФЦ), через которые будет оказываться еще больше цифровых услуг.
Если говорить о внешнем направлении, то такой проект криптовалюты будет способен упрочить положение России в странах БРИКС и ШОС, а также помочь развитию Союзного государства России и Республики Беларусь. Расчеты в криптовалютах в области внешней торговли для России — это не тот же самый вопрос по использованию криптомонет внутри российской экономики, который, на самом деле, закрыт и использование таких цифровых активов возможно будет лишь при определенных условиях в рамках «песочницы». Если говорить о внешних рынках для России, то мировая торговля осуществляется в различных валютах, главным образом, в долларах США, евро, однако с растущей долей национальных валют стран БРИКС.
Появление криптовалюты, обеспеченной резервами нефти, золота и биткоинами наряду с российским рублем, будет позитивно воспринято традиционными партнерами России и, ожидаемо, встретит неприятие со стороны США. Такая криптовалюта будет способна решить очень существенный вопрос для российской финансовой системы: «уговорить» банки Китая не бояться санкций США в отношении России и отказаться от фактического их соблюдения, что делают сейчас кредитные организации Поднебесной. Использование цифровой валюты позволит решить это затруднение, тем самым окупив в масштабах страны любые затраты на ее создание в виде притока недорогих кредитных ресурсов, а также дополнительных инвестиций со стороны финансовых структур Китая. Более того, учитывая «торговую войну» Китая и США, которая ударила, в том числе, по одной из крупнейших корпораций Поднебесной, Huawei, очевидно, можно будет вести речь о переориентации инвестиций Китая в США, которые были в последние годы масштабны, на то, чтобы вкладывать ресурсы такого же объема в экономику России.
Власти США приговорили Libra к тому, чтобы этот проект не реализовывался. Это открывает для России окно возможностей, которым страна не преминет воспользоваться, подытожил экономист Владислав Гинько.
Автор статьи Ирина Грошева
Вся необходимая информация
Вся необходимая информация
Вся необходимая информация
Вся необходимая информация
Вся необходимая информация
Вся необходимая информация
Вся необходимая информация
Вся необходимая информация
Вся необходимая информация
Вся необходимая информация
Оставьте первый комментарий!
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.